|
|
Иннокентий Смоктуновский в роли Деточкина в фильме Берегись автомобиля
|
|
Иннокентий Смоктуновский в роли Гамлета
|
|
Иннокентий Смоктуновский
|
Иннокентий Смоктуновский биография
Актер театра и кино Иннокентий Михайлович Смоктуновский (наст. фамилия Смоктунович) родился 28 марта 1925 г. в деревне Татьяновка, на севере Томской области.
Участник Великой Отечественной войны, участвовал в Курской битве, в форсировании Днепра, освобождении Киева. Был в плену, бежал. Дошёл до Берлина. После войны учился в студии при Красноярском драматическом театре им. А. С. Пушкина (1945—1946).
В 1952 г. он переехал из Норильска в Сталинград (ныне Волгоград) и два года работал в Сталинградском театре драмы.
В 1954 г. Иннокентий Смоктуновский приехал в Москву. Иннокентий Михайлович снялся в более чем 90 фильмах, получивших широкое признание. В 1966 г. Смоктуновский сыграл роль Деточкина в комедии Эльдара Рязанова "Берегись автомобиля". В 1968 г. Смоктуновский снялся у Игоря Таланкина в роли Петра Ильича Чайковского в одноименном фильме и у Льва Кулиджанова в роли Порфирия Петровича в "Преступлении и наказании". Обе эти картины вновь подняли Смоктуновского на гребень успеха. Большую известность принесла актёру роль Гамлета.
В 1976 г., по приглашению Олега Ефремова, актер пришел во МХАТ (ныне - МХАТ имени А. П. Чехова), в котором работал до самой смерти. Смоктуновский стал ведущим актером театра, сыграв на его подмостках роли из классического репертуара русского театра: Иванов ("Иванов"), Дорн ("Чайка"), Гаев ("Вишневый сад"), Серебряков ("Дядя Ваня"), Иудушка Головлев ("Господа Головлевы").
3 августа 1994 г. Иннокентий Смоктуновский скончался после очередного инфаркта в подмосковном санатории имени Герцена. Он похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище
На здании НЭТа, бывшего драматического театра имени Горького, Иннокентию Смоктуновскому 27 марта 2008 года открыта памятные доска.
Иннокентий Смоктуновский в Волгограде
сразу после смерти Сталина, к началу сезона 1953 – 1954 годов, Смоктуновский смог выехать из Норильска и оказался в Сталинграде. Именно там он встретился с Шишигиным, который принял его в труппу. Шишигин с 1950 по 1956 год был главным режиссером Сталинградского театра имени Горького.
На этой сцене под его руководством работала талантливая труппа, здесь начинали раскрываться таланты Константина Синицына, Ивана Лапикова (Иван Лапиков работал в Сталинградском драмтеатре около десяти лет и на всю жизнь сохранил дружбу с Шишигиным), Иннокентия Смоктуновского, Лидии Макаровой.
Актеры, работавшие в Сталинграде, вспоминают, что Смоктуновский мучился, ибо не по нутру ему были правильные советские роли – передовиков труда, отрицательных завхозов...
Кандидат филологических наук, критик из Волгограда Владимир Еременко вспоминает: «Кеж (так звали тогда молодого Смоктуновского) появился в Сталинграде в начале пятидесятых. Высокий, худой, длинноногий. Главный режиссер Фирс Шишигин доверял ему эпизодические роли, в том числе и мальчишек-подростков. Но и в них проступали высочайшее мастерство и талант будущего Смоктуновского. А когда он сыграл в пьесе Ромашова «Разлом» морского офицера, все были потрясены его ролью. Я в то время работал в областной газете и написал рецензию на спектакль. Большую часть подвальной статьи посвятил его игре. Вот тогда-то и узнал о «крамольном» факте биографии Смоктуновского. Оказывается, он был в плену. Мне сообщили об этом в обкоме партии, куда меня вызвали для объяснения по поводу публикации в областной партийной газете».
Народный артист России Виктор Гвоздицкий вспоминает: «Мой учитель театральный, Фирс Шишигин, был корифеем провинциального театра, королем провинции. Он, видно, меня отличал в чем-то, иногда негативно сравнивая, как ни странно, с Иннокентием Михайловичем Смоктуновским. Он с ним работал когда-то в Сталинграде. В пору работы в Сталинградском театре Смоктуновский казался Шишигину странным, «не совсем правильным артистом». Смоктуновский уехал в Москву, жил впроголодь, продавал вещи, работал «на разовых» в театре Ленинского комсомола, выходил в ролях без слов, ночевал у друзей. Потом работал в Театре-студии киноактера. В 1956 году он снялся в фильме об обороне Сталинграда «Солдаты», где сыграл роль лейтенанта Фарбера, был замечен».
Впоследствии Смоктуновский оценил истинную роль Шишигина в своей творческой биографии. Анатолий Смелянский рассказал Гвоздицкому историю, которая изумила обоих собеседников. Смелянский как-то спросил у Смоктуновского, уже в конце жизни: «Вы с такими замечательными режиссерами работали – Товстоноговым, Ефремовым, Эфросом, Сиротой... Кто для вас остался самым главным?» И тот сказал: «Самым главным режиссером в моей жизни остался Шишигин, который научил меня профессии».
Театр - Ярославль, Автор Маргарита Ваняшова, 17.06.2006 г.
. Иннокентий Смоктуновский устроил драку в ресторане
В первый раз Смоктуновский женился в начале 50-х, когда ему было уже 25 лет, на актрисе Римме Быковой. В 1952 году супруги приехали в Сталинград, где поступили в труппу местного драмтеатра. Как и большинство приезжих актеров, они поселились в крохотной комнатке театрального общежития.
Однако, несмотря на успешный дебют на сцене, Смоктуновского вскоре стало тяготить пребывание в стенах этого театра. Причем причины были как творческие, так и личные. Например, у актера с самого начала не сложились отношения с главным режиссером театра Фирсом Шишигиным – человеком с диктаторскими замашками, грубым и шумным. Он буквально подавлял артистов своим агрессивным темпераментом.
Вконец разладились у Смоктуновского и отношения с женой – та вдруг серьезно увлеклась только что прибывшим в театр молодым актером. Смоктуновский, узнав об их романе, однажды не сдержался: во время репетиции, когда его жена вышла на сцену, он внезапно вскочил с кресла и на весь зал закричал: «Уберите со сцены эту проститутку!» Затем прибежал в их с женой комнату в общежитии и, вооружившись ножницами, разрезал на мелкие кусочки все платья жены. Учитывая, что зарплата у актеров была тогда мизерная (всего 80 рублей), этот его поступок оказался, видимо, слишком суровым наказанием для хозяйки гардероба. Возможно, поэтому Римма затаила на мужа жгучую обиду и назло ему своих отношений с любовником не прервала.
Новый скандал не заставил себя ждать. В один из дней Смоктуновский выследил жену и ее любовника, когда те коротали время в ресторане гостиницы «Интурист». Вместе с одним из своих приятелей Смоктуновский подошел к их столику и, не говоря ни слова, схватил соперника за грудки. Римма подняла шум, но это возмутило актера еще сильнее, и он начал осыпать противника увесистыми тумаками. Тот тоже не остался в долгу, и в результате потасовка приняла масштабы форменного дебоша с битьем посуды, женским визгом и т. д. Замять скандал было невозможно, поэтому на следующий день на собрании профкома театра было принято единогласное решение: кто-то из двух супругов должен покинуть труппу. Этим кем-то стал Смоктуновский. На дворе стоял январь 1955 года…
Незадолго до того злополучного происшествия Смоктуновского на сцене Сталинградского театра увидела находящаяся проездом из Москвы С.В. Гиацинтова. Ей молодой актер очень понравился, и она предложила ему перебраться в столицу. Он обещал подумать. И вот в том самом январе 1955-го Иннокентий «созрел» окончательно. Он послал знаменитой актрисе телеграмму: «Готов приехать постоянную работу. Сообщите когда чем сможете предоставить дебют уважением Смоктуновский». И хотя в ответной телеграмме С. Гиацинтова была довольно сдержанна и ничего конкретного ему не пообещала, артист все равно отправился в Москву...
Федор Ибатович Раззаков, Биографии и Мемуары, Как любят кумиры: звездные романы - 2
|
Татьяна Доронина о Смоктуновском
Татьяна Доронина, приехавшая на работу в сталинградский театр, где «очень сильна была память о Смоктуновском», размышляла о том, что могло бы (и должно было бы) случиться: «...остался бы в Сталинграде в областном театре этот актер, играл бы умно, тонко и талантливо среди нетонких, и неумных, и неталантливых, и считался бы плохим актером, и спился бы, если бы смог, и удавился бы от ярости, бессилия и боли».
Получившие известность актеры, работавшие в театрах Волгоградской области:
Татьяна Доронина >>
Олег Басилашвили >>
Иннокентий Смоктуновский >>
Смоктуновский фильмография
1956 Как он лгал ее мужу
1956 Солдаты
1956 Убийство на улице Данте
1957 Рядом с нами
1957 Шторм
1958 День первый
1958 Ночной гость
1959 Неотправленное письмо
1960 До будущей весны
1961 Високосный год
1961 Девять дней одного года
1962 Моцарт и Сальери
1964 Гамлет
1965 На одной планете
1965 Первый посетитель
1965 Последний месяц осени (читает текст)
1966 Берегись автомобиля
1966 Маленький принц - читает текст
1968 Живой труп
1968 Первая любовь
1968 Степень риска
1969 Преступление и наказание
1969 Чайковский
1970 Дядя Ваня
1971 Ехали в трамвае Ильф и Петров
1972 Укрощение огня
1973 Исполнение желаний
1973 Москва-Кассиопея
1974 Анна и командор
1974 Выбор цели
1974 Дочки-Матери
1974 Зеркало (читает текст)
1974 Отроки во вселенной
1974 Романс о влюбленных
1975 Доверие
1975 Звезда пленительного счастья
1975 Они сражались за Родину
1976 В горах мое сердце
1976 Дни хирурга Мишкина
1976 Легенда о Тиле
1976 Принцесса на горошине
1976 Фантазия
1977 В четверг и больше никогда
1977 Враги
1977 Степь
1978 Бархатный сезон
1978 Осенние колокола (читает текст)
1979 Маленькие трагедии
1979 Москва слезам не верит
1981 Крепыш - читает текст
1981 Рожденные бурей
1981 Шутка
1982 Кража
1982 Пиковая дама
1983 Двое под одним зонтом
1983 Поздняя любовь
1983 Пробуждение
1983 Уникум
1984 Мертвые души
1985 Дети Солнца
1985 Русь изначальная
1985 Сестра моя Люся (читает текст)
1985 Странная история
доктора Джекила и мистера Хайда
1986 Последняя дорога
1986 Приключения Шерлока Холмса
и доктора Ватсона.
Двадцатый век начинается
1987 Без Солнца
1987 Гардемарины, вперед
1987 Загадочный наследник
1987 На исходе ночи
1987 Очи черные
1987 Первая встреча, последняя встреча
1988 Запретная зона
1988 Черный коридор
1989 Село Степанчиково и его обитатели.
Из записок неизвестного (читает текст)
1989 Сердце не камень
1990 Дамский портной
1990 Дина
1990 Ловушка для одинокого мужчины
1990 Мать
1991 Гений
1991 Дело
1991 Дело Сухово-Кобылина
1991 Иван Федоров
1991 Линия смерти
1991 Монстр. Портрет Сталина
с кровью (читает текст)
1991 Осада Венеции
1993 Время Мераба (читает текст)
1993 Золото
1993 Истоки - читает текст
1993 Убийца
1993 Хочу в Америку
1994 Белый праздник
1994 Заколдованные
1994 Посвящение в любовь (читает текст)
1995 Мечтательница
1998 Притяжение Солнца
|