|
Учитель Анатолий Дворников изобрел 8 новых
способов рисования
Анатолий Григорьевич
Дворников родился в 1940 году в республике немцев Поволжья. В детстве
любил удить рыбу и рисовать. Отправляясь на рыбалку, обязательно брал с
собой кисти и краски. Мечтал стать пианистом, но не прошел по конкурсу
в училище искусств им. Серебрякова. Окончил факультет иностранных
языков пединститута. Преподает в школе 41 год, из них 36 лет - в школе
№ 2 города Волжского. Отличник народного просвещения. Создатель авторской программы
художественного воспитания для школьных кружков и изостудий, прошедшей
экспертизу в институте художественного воспитания при АН СССР. Активно
популяризирует свои методы в профессиональных журналах. Основатель и
руководитель музея истории школы № 2, признанного в этом году лучшим
школьным музеем города. Воспитал троих детей. Внучка увлекается
рисованием.
Под
запретом КГБ
Первый в мировой истории рисунок, наверное, был сделан прутиком на
песке.
Недолговечно и малохудожественно. С тех пор человечество только и
делало,
что придумывало, чем и на чем бы порисовать: и углем по камню, и
темперой по дереву, и маслом по холсту… Все, казалось
бы, способы перепробованы.
Ан нет: учитель рисования и немецкого языка школы № 2 Анатолий
Дворников изобрел и запатентовал аж восемь методов в области
изобразительного искусства. А точнее - гравюры.
Изобретателем Анатолий Григорьевич стал из-за дефицита. Конкретно -
дефицита наглядных пособий. Для эффективного изучения немецкого языка
каждому пятиклашке требуется в год 300 картинок. Ну там, рисунок стола,
стула, карандаша. Авторы учебника рекомендовали давать детям задания,
чтоб каждый рисовал картинки самостоятельно. Дворников поначалу так и
поступал. Получалось чудовищно. Десятилетние «пикассо»
рисовали такие предметы, что их не то что по-немецки, по-русски нельзя
было назвать. И совершил тогда учитель свое первое изобретение. На лист
бумаги с рисунком наносил специальный состав, по контуру делал
проколы иглой, обратную сторону листа покрывал чернилами
и…можно было получать сколько угодно оттисков. Изготовление
наглядных пособий стало на поток. Дворников проконсультировался у
патентоведа и отправился в Волгоград за авторским свидетельством. А там
ему и говорят: «Изобретение ваше хорошее, только обнародовать вы
его не можете, КГБ запрещает. Это же множительная технология. Эдак
каждый диссидент антисоветские листовки дома печатать
станет». И пришлось изобретателю лет пятнадцать помалкивать. Хотя
успехи его учеников в постижении языка Гете стали известны, и со всей
области приезжали к нему коллеги перенимать опыт. Только в 1984 году
получил Дворников авторское свидетельство на этот метод, названный
акваграфией.
Но рационализаторскую мысль было уже не остановить. Педагог
придумал новый способ получения граверного оттиска - фитотипию.
«В технике линогравюры художник работает белой линией
по черному фону. Это противоречит графическому опыту ребенка: он
привык работать черной линией по белому фону. Фитотипия позволяет
ученику вырезать контуры так, как он привык, и получать прочные оттиски
на ткани давлением одной руки. Главное, мы используем не типографскую
краску, а специально придуманный краситель на основе клетчатки. Он
заходит только в углубления и легко снимается с поверхности. Потому что
адгезия практически отсутствует».
- Что отсутствует?
- Сила сцепления краски с основой. Вы знаете, мне же пришлось
заново физику и химию учить, чтоб грамотно указать в заявке
отличительный признак своего метода.
Копченые
картины
Особенно пришлось Дворникову повозиться с обоснованием новизны способа
получения оттисков на гипсе. Теперь метод запатентован и изобретателю
принадлежит эксклюзивное право пользования им до 2018 года. Это
единственная технология, которую он держит в секрете. Остальными охотно
делится. Бескорыстно. Читал лекции в институте усовершенствования
учителей, вел занятия в школе творческой дидактики, писал статьи в
учительские журналы. Даже рассказывал о своих технологиях в Союзе
художников и на Всесоюзном съезде работников народного образования в
Москве.
С местными художниками Дворников общается редко. И выставляться не
собирается. Это, говорит, может пойти в ущерб педагогическому процессу.
Анатолий Григорьевич - учитель высшей категории, 41 год в школе.
И сейчас нагрузка у него почти пятьдесят часов в неделю, опять же музей
истории школы надо оформлять. Придуманные методы здесь - большое
подспорье. Для создания граверных оттисков Дворников с учениками
используют алюминиевую пудру (альтипия), копоть (линогратаж), даже
минеральную воду. «Я объединил все свои методы в одну технику,
назвал ее «станково-академический лубок». Главное в них -
простота. Но, думаю, и изобразительные возможности не уступают
традиционной гравюре».
Гравюрами учеников Дворникова увешан холл третьего этажа и несколько
кабинетов. Насчет «изобразительных возможностей» однозначно
сказать трудно. Но был бы метод, а Дюрер найдется.
Ирина Берновская («Неделя города»)
Фото Максима КУЧЕРОВА
|