Игуменья Арсения (Себрякова)
3 июля 1833 г. в слободе Себрово Скуришенской станицы Усть-Медведицкого округа родилась будущая игуменья Усть-Медведицкого монастыря – Арсения (Анна Себрякова).
Отец ее – Михаил Васильевич Себряков (1798–1882), помещик Донской области, окончил математический факультет Харьковского университета, имел чин штаб-ротмистра и служил войсковым казначеем, асессором войсковой канцелярии, являлся почетным смотрителем Усть-Медведицкого окружного училища (1835–1839 гг.) и войсковым дворянским депутатом (1839–1842 гг.). После смерти жены он с детьми жил в основанной его предками слободе Себрово. Некоторое время они провели и в г. Новочеркасске, где Анна Себрякова брала уроки у мастера-иконописца. Намерения отца выдать свою дочь замуж не нашли отклика в ее сердце. 30 декабря 1850 г. в возрасте 17 лет Анна приехала в Усть-Медведицкий монастырь, расположенный недалеко от ст. Усть-Медведицкой. В 21 год она была пострижена в рясофор с именем Арсения, а еще через 5 лет в мантию с сохранением имени. 4 мая 1862 г. монахиня Арсения была назначена на должность казначеи монастыря, а после смерти игуменьи Вирсавии в 1863 г., была избрана сестрами обители в игуменьи и 3 января 1864 г. посвящена епископом Иоанном.
За время своего 40 летнего настоятельства игуменья Арсения принимала в монастыре различных людей: преосвященных архиереев, приезжавших для проверки деятельности монастыря, благотворителей, арендаторов и хозяйственных людей, простых крестьян. Сохранились отзывы о посещении ими монастыря и о встрече с игуменьей. В 1867 г. монастырь посетил епископ Донской Платон, первоначально с недоверием отнесшийся к деятельности молодой игуменьи. Твердые и смиренные слова, сказанные игуменьей в защиту обычаев монастыря, внушили архиепископу уважение к ней. В последующие годы архиепископ с полным доверием относился к ее правлению.
«Ваша матушка – поэзия монастыря», так выразилась одна из великосветских посетительниц монастыря. Были зафиксированы случаи исцеления по молитвам игуменьи людей, имевших особую веру к ней. Так исцелена умиравшая восьмилетняя дочь Н. М. Грековой, сестры игуменьи и племянник ее келейницы.
Епископ Никанор, Донской викарий, посетив в 1878 г . монастырь с ревизионной проверкой, остался доволен состоянием монастыря и общением с монахинями обители, впоследствии он неоднократно был в монастыре, посещал Себрово и состоял в переписке с игуменьей Арсенией. Незадолго до своей кончины он прислал ей пять томов изданных им своих проповедей с дарственной надписью: «Широкой натуре, глубокому сердцу, высокому уму, развитому христианскому чувству игуменьи Арсении разнообразно благодарный недостойнейший Никанор, архиепископ Херсонский и Одесский, умирающий, просящий молитв».
За свою самоотверженную деятельность по благоустроению обители, оказанию благотворительной помощи нуждающимся в результате Русско-турецкой войны и устройство училища игуменья Арсения была награждена Св. Синодом наперсным крестом, крестом с украшениями из Императорского Кабинета, знаком Красного креста за Русско-турецкую войну 1877–1878 гг., медалью в память царствования императора Александра III, и Библией.
Сохранилось эпистолярное наследие игуменьи Арсении, ее личные записки и поучения, содержание и дух которых, по свидетельству ее современников: преосвященного Никанора Донского, впоследствии архиепископа Херсонского и Одесского, архимандрита Иустина, настоятеля Николо-Бабаевского монастыря, ученика еп. Игнатия, Петра Александровича Брянчанинова, брата еп. Игнатия очень тесно перекликается с мыслыми свт. Игнатия (Брянчанинова) и преп. Серафима Саровского, к которым игуменья Арсения относилась с благоговением и почитанием.
Камень следами коленей и ладоней Богородицы
Как гласит придание, однажды матушке Арсении явилась молящаяся на облаке Богородица. После того, как видение исчезло, на месте рассеявшегося облака остался камень с отпечатавшимися на нем следами коленей и ладоней Богородицы. Считается, что если прикоснутся к камню, можно излечится от болезней.
Камень находится в глубине пещер, которые выкопала вместе с помощницами настоятельница монастыря матушка Арсения. Согласно замыслу лабиринт отображает историю последних дней Христа: Страстную неделю, предательство Иуды и казнь Иисуса. Пещеры идут по двум путям: один символизирует путь Христа, а другой — Богоматери. Образуя круг, они ведут к Голгофе.
Усть-Медведицкий Спасо-Преображенский женский монастырь на сегодняшний день является самой древней сохранившейся в России обителью. И одним из самых священных мест всего православного мира.
Около трехсот лет назад эти пещеры соединяли корпуса монастыря и выходили в город. Поговаривали даже, что существовал тоннель под Доном с выходом в Монастырский лес на противоположной стороне реки. Это подтверждается свидетельством рабочих, которым в 1928 году было приказано закрыть монастырь. Они рассказывали, что действительно обнаружили тайный ход, ведущий к реке, но уже затопленный, поэтому рабочие просто завалили его камнями.
Не сохранились и образы, которыми были когда-то исписаны пещеры. Тем не менее впечатление своды подземного храма производят сильное. Здесь можно побродить вдоль галерей со свечой, увидеть на стенах бороздки не природного происхождения, которые мироточат, помолиться у камня со вполне различимыми следами ладоней и коленей и освятить на нем любую вещь. А еще здесь отчетливо чувствуется необычный, приятный запах. Возможно где-то в каменных кельях монахини укрыли мощи святых.
Да и сам монастырь с его уникальной итальянской архитектурой очень красив. Храм Казанской Божьей Матери напоминает снаружи сказочный корабль, а сверху имеет четкую крестообразную форму. Он настолько высок, что из окон верхнего этажа видны проплывающие облака. Шесть колонн, поддерживающие свод храма, были доставлены из Венеции, иконостас расписывал известный в те времена иеромонах Симеон.
Время отдыхать в России.
www.russianow.ru
|